Биография и творчество Мазаччо / www.Masaccio.ru

Заказчик росписей - Феличе Бранкаччи

Фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине

«Заказчиком росписи был знатный флорентинский гражданин Феличе Бранкаччи. Капелла принадлежала этой семье с 1386 года. Феличе Бранкаччи вернулся из посольства в Каир 15 февраля 1423 года и вскоре после этого поручил Мазолино расписать фресками фамильную капеллу, что тот частично и выполнил до своей поездки в Венгрию (утраченные фрески люнет и свода). Когда точно была возобновлена работа над росписью — неизвестно. У. Прокаччи считает, что лишь после возвращения Мазолино из Венгрии (в июле 1427 г.). Но не исключена возможность, что Мазаччо приступил к этой росписи несколько ранее, уже в первой половине 20-х годов. Судьба заказчика росписи была трагичной. Он пал жертвой жестокой политической борьбы. Принадлежа к партии, враждебной Козимо Медичи, Феличе Бранкаччи был заключен в 1435 году на десять лет в тюрьму в Каподистриа, после чего в 1458 году был вновь объявлен мятежником с конфискацией всего имущества. Заказ на роспись капеллы он дал тогда, когда находился в зените своей политической карьеры»

В.Н. Лазарев.

Капелла Бранкаччи. Фрески Мазаччо / www.Masaccio.ru 20 февраля 1367 года Пьеро ди Пьювичезе Бранкаччи отдал распоряжение о возведении фамильной капеллы в строящейся церкви Кармине во Флоренции. Более четырехсот лет капелла принадлежала семье Бранкаччи. В 1780 году маркизы Рикорди выкупили патронаж над капеллой за 2000 скуди.

Самый знаменитый из патронов капеллы - Феличе де Микеле Бранкаччи, покровительствовавший капелле в 1422-1436 гг., был богатым и влиятельным человеком. Он заказал роспись капеллы Мазолино в 1423 г., вскоре после своего возвращения из Каира, где он был в качестве Флорентийского посла. Предположительно, работа над фресками была начата в 1424 г., в то время, когда Мазаччо и Мазолино тесно сотрудничали, до отъезда Мазаччо в Рим в 1427 или 1428 г.

Вид капеллы сегодня - результат тех изменений, которые были начаты сразу же после того, как Феличе Бранкаччи впал в немилость и был сослан в 1435 г., и объявлен мятежником и врагом правящей семьи Медичи в 1458 г. Первоначально капелла была крестово-сводчатой и освещалась через высоко расположенное узкое двойное окно. Предполагают, что на стене под окном была написана сцена из жизни Св. Петра - его распятие на кресте, но эта фреска была уничтожена вскоре после того, как Бранкаччи был объявлен мятежником, для того, дабы уничтожить напоминание о политическом заговорщике. Имя Феличе Бранкаччи было объявлено «damnatio memoriae» (лат. проклятие памяти), и все изображения, связанные с его семьей были удалены с фрески «Воскрешение сына Теофила», в 1481-1482 гг. Филиппино Липпи востанавливал эту фреску, а также завершил весь цикл.

«Вслед за «падением» Феличе Бранкаччи представленные на фреске портреты его семьи и приверженцев были уничтожены в порядке «damnatio memoriae», и на их месте Филиппино Липпи написал в 1481-1483 годах новые фигуры...»

В.Н. Лазарев.

Вероятнее всего, именно Феличе Бранкаччи порекомендовал темы для фресок: первородный грех и история Св. Петра. Фрески капеллы Бранкаччи прославили его имя больше, чем все деяния на политической арене, связав его с одним из величайших творений искусства Раннего Ренессанса.