Биография и творчество Мазаччо / www.Masaccio.ru

Поездка в Рим

В жизнеописании художника Мазаччо Вазари упоминает поездку в Рим после завершения работы в Пизе:

Мазолино. «Закладка церкви Санта Мария Маджоре» / www.Masaccio.ru

«По возвращении из Пизы он написал во Флоренции доску с обнаженными мужчиной и женщиной во весь рост, находящуюся ныне в доме Паллы Ручеллаи. Вскоре после этого, чувствуя, что во Флоренции ему не по себе, и побуждаемый влечением и любовью к искусству, он решил, дабы поучиться и превзойти остальных, отправиться в Рим. Так он и сделал и, приобретя там себе величайшую славу, расписал для кардинала Сан Клементе в церкви Сан Клементе капеллу, где фреской изобразил Страсти Христовы с разбойниками на кресте и истории из жития св. Екатерины-мученицы. Он расписал также много досок темперой, но все они во время римских неурядиц либо погибли, либо затерялись… Одна из них - в церкви Санта Мариа Маджоре в маленькой капелле возле ризницы; на ней четыре святых изображены так хорошо, что кажутся рельефными; в середине же - закладка церкви Санта Мариа делла Неве, где папа Мартин, написанный с натуры, намечает мотыгой основание церкви, а рядом с ним император Сигизмунд II. Как-то эту работу рассматривал со мной вместе Микеланджело, который очень похвалил ее и прибавил затем, что люди эти во времена Мазаччо еще были живы.

Когда Пизанелло и Джентиле да Фабриано расписывали в Риме стены церкви Санта Янни для папы Мартина, они поручили Мазаччо часть работы, но он, услышав, что Козимо деи Медичи, который ему много помогал и покровительствовал, возвратился из изгнания, уехал во Флоренцию»

Вазари.

К сожалению, упомянутых произведений Мазаччо не сохранилось, а некоторые приписываемые ему ранее картины сейчас считаются написанными другими мастерами, в частности, Мазолино - «Закладка церкви Санта Мария Маджоре».

Вероятно, во время этой поездки, Мазаччо изучал античные памятники, впоследствии объединил в своем творчестве готические и классические традиции, положив начало живописи Раннего Возрождения.

«Но вообще не следует переоценивать значение античного наследия для Мазаччо. Хотя он знал античные памятники, тем не менее относился к ним весьма сдержанно и все заимствования подвергал коренной переработке, приспосабливая их к своему стилю. Античные мотивы он не переносил без изменений в свои произведения, как это делал Гиберти. Лишь редко встречаются у него античные типы лиц и античного склада позы, которые склонен усматривать чуть ли не во всех произведениях Мазаччо Р. Фремантль. Мазаччо больше ценил натуру, чем античное искусство, которое он хотя и использовал, но никогда им чрезмерно не увлекался. Гораздо ближе было ему проторенессансное наследие, в частности наследие Джотто»

В.Н. Лазарев.